Ингредиенты креативности

Креативность - это способность к созданию нового и полезного (имеющего ценность).

Определение очень простое, но вот для того, чтобы эта способность была развита на хорошем уровне, необходимо множество качеств мышления. Поговорим об основных.

Для креативности крайне важна чувствительность к проблемам и стремление к их решению, чувствительность к дефициту или противоречивости знаний.
Как вы понимаете, вторая часть как раз про критическое мышление, без которого невозможно продуктивное креативное мышление.

Когда начинается разговор про креативность, то невозможно обойти стороной дивергентное мышление. Дивергентность (от лат. divergere — “расходиться”) – это поиск множества ответов на одну задачу.

К сожалению, я зачастую встречаю мнение, что дивергентность и есть креативное мышление: ценностью наделяют только количество идей, оставляя за скобками иные параметры. Что не является верным подходом.

В креативность входят так же развитые ассоциативное и системное мышление, умение строить причинно-следственные связи и преодолевать стереотипы.

ТРИЗ-педагогика ставит своей задачей гармоничное развитие всех этих качеств мышления. ТРИЗ-педагоги разрабатывают для этого специальные упражнения и инструменты. Конечно, используются и методы ТРИЗ, но не только они.

Про инструменты я напишу в других статьях, а сейчас о главной проблеме ТРИЗ-педагогики.

Креативность очень сложно измерить.

Элис Пол Торренс, автор одного из самых популярных тестов творчества, не побоялся заявить: полноценный тест творческого мышления невозможен в принципе. Потому что сама сущность тестов противоречит сущности творчества. Тест – это стандартная процедура обследования по заданному набору параметров. А сама суть творчества – выход за рамки заданного и известного, прорыв за пределы стандартов. Поэтому комбинация «тест и творчество» представляет собой, метафорически выражаясь, «лед и пламень».

Автор статьи: Евгения Гин, основатель проекта «А подумать?»