Открытые задачи как фактор развивающей среды
Вопросы, связанные с организацией развивающей среды, не теряют своей актуальности в течение нескольких десятилетий. В первую очередь, как правило, при обсуждении развивающей среды рассматривается ее «предметная» составляющая. Мы же берем на себя смелость утверждать, что одна и та же окружающая среда может «работать» по-разному, если дети приучены воспринимать и мыслить нестандартно.
В последнее время вопросам нестандартного (креативного) мышления и возможностям развития такого креативного взгляда на условно стандартные задачи, придается большое значение в рамках дискуссии о будущем образования, его текущих недостатках и задачах, которое оно призвано решать.
Придется признать, что в школьном процессе обучения нередко смысл действий исчезает практически полностью. Зачастую ученики не приучены думать над задачей, а лишь пытаются догадаться, в какую формулу подставить числа.
В качестве примера приведем один из уроков математики во втором классе. Ученики, которые уже освоили сложение и вычитание и хорошо решали задачи на эти действия, были поставлены в тупик задачей: «У Малыша 6 апельсинов. У Карлсона столько же. Сколько апельсинов у Карлсона?». В этой задаче только одно число, а готового шаблона на этот счет у детей не было. Отсутствие понимания сути и ориентация на механическое заучивание, выполнение действий по образцу, характерны для всех школьных предметов в массовой школе.
При этом в дискуссии о том, каких навыков и умений требует жизнь, с которой столкнутся выпускники за пределами школы, все больше преобладает ответ «умение ставить и решать нестандартные задачи». С развитием цивилизации все больше и больше стандартных задач, в которых требуются действия по заранее известному алгоритму, берут на себя машины. Человеку же остаются задачи совсем другого рода. Такие, в которых никто заранее не скажет, как их точно нужно решать и какой ответ правильный. Такие, в которых условие размыто и не содержит в явном виде всех необходимых данных. Такие, в которых может быть несколько правильных ответов. Именно эти задачи мы встречаем в своей жизни. Например, «Какую специальность выбрать?», «Как обеспечить чистоту в подъезде?», «Как решить проблему опозданий в коллективе?» или даже «Стоит ли государству вкладывать деньги в космические программы, когда есть много нерешенных проблем на Земле?». В ТРИЗ-педагогике такие задачи называют открытыми.
Конечно, умение решать открытые задачи не берется из ниоткуда. И наша технология помогает научить детей:
а) видеть такие задачи в обыденной жизни (в той самой среде),
б) решать их.
Открытые задачи встречаются в абсолютно любой сфере человеческой деятельности и знания. Решение таких задач можно включать в образовательный процесс "по предметам", а можно и обсуждать отдельно.
Приведем примеры открытых задач из разных областей, источник стрим креативных заданий «А подумать?».
🔹Биология🔹
В крупных городах Австралии существует проблема с небольшими (и в сущности, милыми) зверьками - поссумами. Они объедают молодые листья, почки, цветы и фрукты на деревьях в городских парках, оставляя ствол практически голым.
Городские власти Сиднея первыми забили тревогу и призвали на помощь изобретателей. Даже в целях благоустройства парков они не могут уничтожать зверьков, являющихся частью уникальной природы Австралии. Вместе с тем и деревья сохранять надо.
Помогите решить эту задачу!
🔹История🔹
Жизнь в Древнем Риме была не сахар. Об этом вам сказал бы любой гладиатор. Бороться с дикими зверями или другими воинами на замкнутой арене Колизея - это еще полбеды.
Ведь после особенно удачного выступления зрители могли попросить императора сделать тебя свободным. Но даже если тебе удавалось заделаться настоящим римлянином, тебя повсюду преследовало прошлое.
Например, бывшим гладиаторам запрещалось посещать… гладиаторские бои. Потому что не смеет бывший раб сидеть в одном ряду со свободным уроженцем Рима.
Правило было строгим, но вот как обеспечить его соблюдение? Как определить - кто гладиатор, а кто нет? Ведь паспортов и других удостоверений личности еще не существовало.
Поставьте себя на место администрации Колизея и придумайте, как не допустить нарушений.
🔹Архитектура🔹
Львов, конец 16 века. Еврейская община наконец-то добилась разрешения на строительство в городе синагоги. Однако разрешение было неполным. Епископ приказал, чтобы здание синагоги было ниже окружающих жилых домов.
Что совершенно не соответствовало планам на постройку центра духовной жизни.
Как же архитекторам добиться ощущения величия и простора для посетителей синагоги, не нарушая приказ?
Список можно было бы продолжать бесконечно. Около тысячи заданий уже опубликованы в стриме креативных заданий «А подумать?», и каждый день появляются новые. Ответы на задания доступны подписчикам.
Открытые задачи отличаются по уровню сложности, по степени открытости, по длине условия, по области знания и т.д. Но объединяет их одно: для решения любой из них нужно не механически выполнить разученные действия, а подумать, исследовать вопрос, выйти за границы шаблона. Обсуждение открытых задач с детьми обладает и рядом других преимуществ.
Во-первых, открытая задача содержит в себе интригу, загадку. Ее интересно решать, сам собой пропадает вопрос мотивации учеников.
Во-вторых, решение открытых задач может потребовать использования знаний из самых разных областей. Безусловно, знания, полученные при активном решении задачи, запоминаются гораздо лучше, чем те, которые были получены пассивно. Таким образом, решение нестандартных задач выполняет, не только развивающую функцию, но и образовательную.
В-третьих, многие открытые задачи межпредметны, как и всё в реальной жизни.
Но самым важным эффектом от обсуждения открытых задач я считаю изменение мировоззрения: человек начинает видеть в своей жизни задачи и решать их, что укрепляет в нем активную субъектную позицию.