Рубрика «Открытые задачи»
#открытые_задачи_кс
Открытыми мы называем нестандартные задачи, для которых не существует заранее известного четкого алгоритма решения. У таких задач может быть много подходящих ответов, и много путей решения. Именно с такими задачами мы чаще всего встречаемся в жизни. А ТРИЗ помогает решать открытые задачи.
В проекте «А подумать?» участники каждую неделю тренируют своё умение решать открытые задачи.
Примеры
Оля с мамой гуляли в лесопарке.
Там обнаружился чудесный пруд, в котором как раз вылупились головастики!
Девочка долго играла с водой, а потом нашла на земле пластиковый стаканчик и наловила туда головастиков.
Оля очень хотела забрать питомцев к себе домой и вырастить, но мама строго сказала: “Стакан в машину не берем. Вода по дороге расплескается - все испачкаешь!”.
А юная натуралистка категорически не готова расстаться с “аквариумом”…
Как же быть?
Примечание: магазинов поблизости нет, крышки для стаканчика тоже нет.
Нефтяники и учёные, работающие на российском Крайнем Севере, сталкиваются с такой проблемой: песцы и белые медведи порой перегрызают электрические кабели от рабочей и исследовательской аппаратуры.
Это и для животных часто бывает губительно, и портит приборы, приводя к дорогостоящему ремонту и простою в работе людей.
Подскажите нам и учёным, как сделать так, чтоб дикие животные не портили кабели?
Каковы эффекты от решения с детьми открытых задач?
- У детей развивается мышление, они учатся видеть и решать задачи в своей жизни.
- Повышается мотивация: открытые задачи обычно намного интереснее закрытых, они «будоражат» мозг.
- Повышается эрудиция.
- Появляется ощущение успеха от достижений.
- Победителями себя могут чувствовать все участники решения.
- Задачи показывают связь между различными областями жизни (и школьными предметами тоже - ребенок начинает видеть «зачем ему эти уроки»).
И другое, что вы скоро обнаружите сами.
Как решать?
- Сотрудничайте с ребенком: «Давай подумаем вместе!».
- Не натаскивайте ребенка на контрольный ответ! Главное - найти сильные идеи и получить удовольствие от процесса мышления.
- Предложите ребенку порассуждать о найденных идеях: какие нравятся, а какие нет, и почему. При возможности проведите эксперимент.
- Не бойтесь признаться в том, что вы чего-то не знаете.